среда, 6 января 2016 г.

Евреи в Кайтаге

То что горские евреи издавна (по крайней мере с 7 века) жили в Кайтаге известно хотя бы из факта существования кайтагского диалекта еврейского-татского языка.
Кайтагские евреи получили название кайтоги, они проживали в Тубенауле и Маджалисе.
В древности еврейское население Кайтага было сосредоточено в ущелье Дерей-Гата, которое мусульмане обычно называют Джууд-Гатта, «Еврейское ущелье». В прошлом там находилось 7 селений. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахи.
Дерей Гъэте было расположено между селениями Маджалис (возникло позднее) и Уркарах.
В этих еврейских ущельях евреи укрепились при вторжении монголов в Дагестан. В течении 100 лет они отбивались там от монголов[9].
В 15 веке, когда был основан Маджалис, столица кайтагских уцмиев, многие из евреев, живших в Дерей-Гата (Дерей Гъэте), стали перебираться в Маджалис и со временем составили там большинство — около 2/3 — населения. После переселения в Маджалис некоторые из прежних селений оказались заброшенными и даже имена не всех из них сохранились, другие ещё продолжали существовать и были заселены мусульманами — даргинцами и кумыками. Наиболее крупным из них были селения Гимейди и Нюгеди.
Кумыкско-даргинское селение Янгикент («Новое село») возникло как часть еврейского селения Нюгеди, но впоследствии, когда евреи покинули родное село, единственной его обитаемой частью остался Янгикент, а собственно Нюгеди запустел, и даже его название вытеснено новым — Янгикент.
В 17 веке евреи Кайтага были самой активной из горско-еврейских групп. Целыми семьями они переселялись в чеченские земли, в дагестанские высокогорья и во владения шамхала тарковского. К роду тарковских шамхалов принадлежит и широко известный в еврейских кругах России Рашид Мурадович Капланов, один из основателей центра академической иудаики «Сэфер».
Немецкий путешественник Трауготт Гербер (1710−1743) отмечая преследования евреев, говорит что про Кайтагском уцмийстве, что там «Те жиды, у хайдаков живущие, имеют свое оружие и бывают от усмея также к войне употреблены».
Как свидетельствует Гербера, в Кайтаге горские евреи находились в положении райатов, то есть, в данном случае, людей, зависимых от уцмия. Но помимо райатов существовала еще категория евреев, находившихся на положении рабов (кул).
О существовании в Кайтаге небольшого числа евреев-кулов известно из документа, выявленного и опубликованного Г.М.-Р. Оразаевым. Это письмо аксаевской княгини Бийкебай Казаналиповой, направленное в 1756 году кизлярскому коменданту И.Л. фон Фрауендорфу. В документе говорится следующее:
У подателя сего письма, моего человека, сбежал один человек (кул), тем самым, нанеся убыток в ту сторону. А он является евреем (йахуди), которого дарил правитель (туркан) Кайтага Усмий [и], которого знает весь Йаксай. Нужно его возвратить: ведь мы являемся подданными государыни. Прошу покорно, прикажите отыскать и передать его [нам][10].
В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха. Кайтагские евреи бежали от него на территорию Тарковского шамхальства. Только после гибели Надиршаха кайтагские евреи смогли вернуться в свои дома, правда, часть из них осела в кумыкских селениях КостекЭндирей и Аксай[11].
В 1797−1799 году евреи Кайтага пострадали от Казикумухского хана.
По сведениям автора конца 18 века, участника Персидского похода В. Зубова в 1796 году, Д.И. Тихонова о евреях Кайтагского уцмийства., в Маджалисе в конце 18 века было до 200 домов евреев, проживавших компактно в квартале «ЖугьутI къотI» /«Еврейский квартал»/ «своими дворами», то есть отдельно от других жителей Маджалиса. Это был отдельный квартал на краю селения, куда евреи примерно в конце 17 — начале 18 веков переселились из ущелья «ЖугьутIла къадди» /«Еврейское ущелье»/. Их селение находилось недалеко от селения Калакорейш.
О расселении в далеком прошлом евреев в Кайтагском уцмийстве — в ущелье «ЖугьутIла къадди» — указывал и Б.К. Малачиханов. В с. Ираги Кайтагского района в 1970-е годы рассказывали о наличии в прошлом ряда еврейских поселений между селением Ираги и указанным выше ущельем. Интересно, что еврейские поселения раньше находились и между даргинскими селениями Мекеги и Мулебки. Существует предание о еврейском происхождении мекегинцев.
По мнению Б.К. Малачиханова титул правителя Кайтага — уцмий имеет еврейское происхождение. «В загадочном термине, интересующем нас, — писал он, — мы склонны видеть иудейское слово «оцум» /множ. ч. — оцами/, означающее «сильный», «мощный».
Во время Кавказской войны, когда первый имам Дагестана Гази-Магомед, подступил к Дербенду и блокировал его, всё еврейское население окрестных сёл, в том числе и из Кайтага успело укрыться за дербендскими крепостными стенами. Евреи, так же, как и дербендские мусульмане и армяне, вместе с русскими войсками участвовали в отражении атак горцев и сумели отстоять город. После этого большинство евреев вернулось в родные селения, но многие навсегда остались в Дербенде[12].
Евреи в Кайтаге занимались пахотным земледелием[13].
После завоевания Россией Дагестана горские евреи стали переселяться из Кайтага в бывшие кумыкские владения, в села Ташкеча, Костек, Карабудахкент, Бойнак, Тарки, Эрпели, Кизилюрт, Доргели, Хасавюрт, Аксай и др. Кроме того, они переехали и в Аварское ханство, и в союз Акуша-Дарго и др. села: Чиркей, Чирюрт, Дженгутай[14].
Журналистка Патимат Тазаева в своей книге «Трудно ползти с гордо поднятой головой» начинает описание истории Маджалиса Тазаева с еврейского поселения Тубен-аул (Тюбен-аул, в переводе с кумыкского — «Нижний аул»; это квартал Маджалиса). После небольшой исторической справки о появлении в Кайтаге еврейских поселений она дает собственные комментарии их переезду в города республики или в Израиль: «Мы не только потеряли своих земляков, но еще и показали свое моральное уродство»[15].
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%D0%B3

Комментариев нет:

Отправить комментарий